четверг, мая 08, 2008

О мифе “Бумера”

В восьмидесятых годах в Америке, во время развития культуры “яппи”, то-есть во время рождения культурных ценностей молодых городских профессионалов, немецкая машина BMW стала символом того, что эта самая молодёжь предпочитала таким по их мнению немодным этическим ценностям, как скромность, подлинность или солидарность. Тогда считалось, и сегодня всё ещё так считается, что машина BMW существует для людей, которые любят быстрые, модные, дорогие, спортивные и одновременно роскошные и комфортные машины. Эти люди считают Мерседес слишком “трезвой” машиной, считают Porsche машиной не для серьёзных, деловых и преуспевающих людей. BMW является абсолютным синтезом классической роскоши Мерседез и спортивной страсти Porsche.

В России, очевидно, невозможно было для чиновника в восьмидесятые годы иметь европейскую машину, поскольку эти машины не продавались в Советском Союзе. Но, конечно, после перестройки, в роковую эру Ельцина, в период, когда Россия заново обернулась к западной культуре через свой собственный вид капитализма, машина BMW стала для каждого олигарха, чиновника и молодого человека самым убедительным знаком социального и личного успеха. Кстати, в то время социальные и личные стороны существования – поскольку они выражались через материалистические достижения человека, а не через собственную социалистическую доблесть – были равны друг другу. Это сравнение между личной и социальной гранями русской жизни под капитализмом, можно сказать, значило, что стиль жизни американских “яппи” постепенно проникнул в русский городской быт десять лет после первого появления в Америке. И на этом самом значительном аспекте культуры бизнесменов и ельцинских олигархов, то-есть, на их выборе машин, русский режиссёр Пётр Буслов построил фабулу своих фильмов 2003 и 2006 годов, “Бумер” и “Бумер: Фильм Второй”.


В обоих этих фильмах, особенно в первом из них, машина марки BMW играет весьма значительную роль. В первом фильме использовала модель высочайшей серии 7 (750i), а во втором фильме внедорожная модель X5. Обе машины чёрные, и их свет уже предсказывает трагедию, в которую будут вовлечены все персонажи этих фильмов. В первом фильме одна ведьма, у которой четыре героя должны ночевать из-за того, что один из них был ранён, а она может ему помочь, говорит, в пророческом духе, что их машина похожа на катафалк, и советует им её покинуть. Присутствие этих друзей в деревне, где ведьма живёт, слишком опасно для них и для общественного равновесия самой деревни, и из-за того, что они приехали в чёрной немецкой машине. Это является неоспоримым символом их сверхъестественной потусторонности и самой плохой приметой их судьбы.


Первый фильм “Бумер” был сделан ещё под влиянием культурных ценностей Ельцинского время, но сегодня, как и, наверное, через много лет, марка BMW всё ещё признак идеи удачи, воздействия на других людей, богатства, высокой технологии и готовность к услугам и удовлетворению владельца. С этой точки зрения, эта машина становится символом самого бесчеловечного капитализма и самых бесцельных поисков удовлетворения, которые сегодня всё ещё владеют “Новыми русскими”, начиная с Москвы и кончая самыми маленькими деревенями.


Комментариев нет: